Техника выполнения элемента «Скраб».

Многие папы и практикующие тренеры в момент обучения спортсменов пытаются сразу все объяснить спортсмену и в то же время контролируют все части элемента на протяжении всей тренировки.
Например, в повороте тренер следит за взглядом спортсмена, наклоном мотоцикла, траекторией, газом и пр. – Этого делать ни в коем случае нельзя!!!
Необходимо лишь по элементам изучать движение (элемент техники), и по частям контролировать выполнение.
Лишь после правильного выполнения отдельных подводящих упражнений можно слаживать элемент в единое целое.
Например, в гимнастике, чтобы выучить сальто, спортсмен должен уметь выпрыгнуть с места на 70 см. Если он этого делать не может – значит, при попытке сделать сальто, он "придет" на голову.
Так же и в мотокроссе – если не готов к отдельным подводящим упражнениям, то весь элемент исполнять не рекомендуется – это травматизм!
Скраб в мотокроссе
Возвращаясь к Скрабу, начнем с первого подготовительного упражнения:
Первое подготовительное упражнение в скрабе:
для выполнения скраба необходима решительность и уверенность, а также правильное положение спортсмена и сжатое состояние подвесок мотоцикла на верхушке трамплина.
Для двигательного осознания и получения первичных навыков мы выполняем первое подготовительное упражнение: при разгоне перед трамплином резкое торможение перед и на самом трамплине.
Надо рассчитать скорость и расстояние тормозного пути так, чтобы торможение заканчивалось на самом трамплине.
Торможение не до полной остановки, но до спокойной, довольно медленной скорости дальнейшего прокатывания через трамплин.
Расстояние начала разгона до трамплина - 30-40 метров.
Первая, вторая передача, затем резкое комплексное торможение обоими тормозами и включение пониженной передачи.
Ни в коем случае не выжимать сцепления! Через колесо Вы чувствуете обратное ускорение своего торможения и эффективность его.
В качестве контроля за правильностью выполнения упражнения – наблюдайте за степенью сжатия передней вилки.
При торможении вилка вжимается почти полностью, что позволяет в дальнейшем более четко вести руление в элементе.
Самое главное – это снижает траекторию центра тяжести для сглаживания общей траектории системы гонщик мотоцикл, во время прохождения элемента, что является основной задачей при выполнении скраба (рис 1)
Это упражнение надо выполнять 15-20 раз, не спеша, спокойно наращивая скорость подхода к трамплину и в то же время эффективность торможения.
Лучше выполнить спокойно в режиме изучения 10 раз, затем 10-15 минут сделать просто заезд или другие элементы, затем вернуться и сделать еще 15-20 повторений уже более быстро и с эффективным торможением.
В дальнейшем этот элемент Вам пригодится при прохождении некоторых пиковых трамплинов, например, как на трассе в Курьяново (Москва) – где прыгать с высоких острых трамплинов нет необходимости, гораздо эффективнее пройти именно в режиме резкого торможения, как это подготовительное упражнение и тут же в спуск открыть полный газ.
Даже некоторые большие трапеции 30-40 метров ведущие спортсмены прыгают в режиме торможения. Т.е. перед трамплином они не подбирают на прямой определенную скорость и на ней выходят на трапецию, а разгоняются на столько, на сколько везет мотоцикл, а в момент выхода на трапецию делают резкое торможение до необходимой скорости, чтобы перепрыгнуть трапецию и прийти на приемник.
2. Второе подготовительное упражнение в скрабе:
после того как Вы научились и уверенно исполняете экстренное торможение перед трамплином, следующий шаг – это наклон мотоцикла.
Выполняя тот же разгон и торможение, начинаем параллельно наклонять мотоцикл (сначала в левую сторону для удобства совместного торможения).
Переносим вес наружу, как показано на (рис 2) левую ногу мы слегка приподнимаем с подножки, а правая нога в силу поворота корпуса в сторону наклона, опирается на подножку носком.
В случае продолжения торможения, нога продолжает носком тормозить, а на подножке стоит серединой стопы. Вообще ноги должны быть очень подвижными в этот момент, как в чечетке, в любую секунду Вы можете слегка переставить ногу с середины стопы на носок и обратно.
Контроль за правильностью выполнения упражнения – наклон мотоцикла. Если контролирует тренер со стороны – он Вам покажет, сколько осталось от руля до земли. Если Вы контролируете элемент сами – смотрите на расстояние между рулем и землей.
(Иногда смотрите в другие стороны, чтобы не привыкнуть взглядом к данному контролю).
Это упражнение так же надо повторить 10-15 раз, затем сделать перерыв и повторить серию. Так 3-4 раза по 10-15 повторений, пока Вы не почувствуете, что у Вас вместе с торможением получается эффективный наклон мотоцикла.
3. Третье подготовительное упражнение:
После того как Вы научились и уверенно исполняете (не раньше) торможение и наклон мотоцикла, постепенно распускайте торможение до небольшой фазы полета.
Третье подготовительное упражнение заключается в повороте руля внутрь, во время прохождения верхушки трамплина. В тот момент, когда Вы сумели эффективно затормозить с наклоном мотоцикла, сохранив некую скорость для небольшой фазы полета, Вы делаете резкое движение рулем в сторону наклона мотоцикла.
Сначала Вам будет неудобно, т.к. Вы не подобрали правильное положение рук для резкого движения. В результате многих повторений Вы сможете выбрать правильную позицию плечевого пояса и рук для выполнения резкого поворота руля в сторону наклона мотоцикла.
Необходимо учитывать, что при этом движении, взаимодействуя с гироскопическим моментом переднего колеса, весь мотоцикл получает момент силы, который выравнивает его относительно вертикальной оси.
Здесь надо регулировать длинной фазы полета. Полет не должен быть длинным в начальной стадии изучения данного подготовительного упражнения. Иначе Вас может просто выставить в положении перпендикулярно направления движения и Вы просто упадете.
Сначала, на небольшой скорости, добейтесь полного поворота руля до упора рулевой колонки. Это и будет контролем за правильным выполнением упражнения.
Следите за верным исполнением предыдущих позиций, которые Вы уже натренировали и уверенно исполняете.
Данное упражнение наиболее сложное, т.к. сочетается в связке с другими действиями. Не спешите его повторять.
Перед каждым подходом продумайте мысленно (аутогенная тренировка) а затем четко, сохраняя правильную скорость, к которой Вы уже привыкли, выполняя торможение и наклон, выполняйте данный элемент.
Это упражнение нельзя пробовать на слишком малой скорости, т.к. по времени Вы не успеете повернуть руль и вернуть его в исходное положение. Для этого и нужна небольшая фаза полета.
Выполняйте этот элемент сериями по 8-10 повторений, не больше. Если Вы допустите ошибку, то можете наработать неверный автомат, который тяжело будет переучивать.
Контролируйте себя фото и видеоматериалами, внешним наблюдением тренера, товарищей.
После нескольких серий повторов данного элемента постепенно можно наращивать скорость прохождения элемента, в совокупности всех подготовительных упражнений это и есть скраб.
Единственное (а это зависит от скорости выполнения) – что надо добавить при выполнении, это повороте руля в сторону движения, после резкого поворота на верхушке трамплина.
Т.е. уже в фазе полета, когда Вы при смягченном торможении наклонили мотоцикл, сделали резкое движение рулем в сторону наклона мотоцикла, в фазе полета, Вы поворачиваете руль по направлению движения и приземляетесь на переднее колесо, которое вслед за собой выкатывает весь мотоцикл на прямую траекторию движения.
Желаю успехов при освоении элемента, а главное, четко соблюдайте порядок и контроль за выполнением упражнений во избежание травматизма.
Тренер молодежной сборной команды России по мотокроссу Глухов Юрий Олегович, специально для Мотогонки.ру.
Direct link: //www.motogonki.ru/mx/20-04-2013_motokross_mx_akademija_-_podgotovka_k_skrabu.html
-
Узнать больше
Спортивный Адвокат в мотокроссе
Становление спортивным Адвокатом предполагает объединение двух динамично развивающихся областей – права и спорта. Вам нужно будет решать сложные юридические вопросы, вести переговоры по контрактам и, возможно, даже иметь дело с высокопоставленными клиентами. Однако, прежде чем вы сможете приступить к этой… -
Узнать больше
Что такое выносливость в мотокроссе?
Выносливость - это способность организма поддерживать физическую активность в течение длительного периода времени. Следовательно, в контексте мотокросса гонщик может продолжать гонку по мотокроссу в течение длительного времени без снижения уровня производительности. Развить выносливость несложно, но многие гонщики считают ее одной… -
Узнать больше
Карелия лекарство от выгорания в мотокроссе
20 августа 2023 года, наша команда, благодаря спонсированию MasterVodoved, отправилась на отдых в республику Карелию.Дорога была очень приятной, наибольший комфорт чувствовался после выезда из Москвы, дорога стала свободнее и время приезда сократилось. Дорога в Карелию По дороге к месту встречались…